Суббота, 30.11.2024
Moped-mokik
Категории раздела
Остальные статьи [15]
Двигатели [27]
Электрооборудывание [14]
Внешний вид [3]
Ходовая [0]
Опрос
Самый надежный двигатель?
Всего ответов: 10034
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Электрооборудывание

Настраиваем зажигание
часть 1

С чего начать настройку зажигания? Наверное, с того, чтобы убедиться, что действительно поломка именно в нем. Может быть, что это карбюратор у вас шалит, а внешние признаки засорения или расстроенного карбюратора такие же, как и плохого зажигания. Как ни странно, но даже опытный мотоциклист не скажет, на некоторые поломки, в чем именно дело – в карбюраторе или зажигании. Поэтому лучше начинать ремонт с легко исправляемого. Зажигание сложно лишь тем, что мало, кто умеют его настраивать, понимают структуру всей зажигательной системы. В этой статье я расскажу, как настраивать систему зажигания и поясню, что это такое. К каким мотоциклам подходит эта статья? Я буду опираться на свои знания по мотоциклам ИЖ, Минск, Восход, Jawa. В тяжелых мотоциклах Днепр и Урал зажигание слегка отличается, но попробую и эту тему затронуть. Зарубежные также, думаю, имеет больше общего, чем отличия от «двухколесных» с наших краев. Еще постараюсь затронуть и новшества современных мотоциклов, как наших, так и зарубежки.

Для начала, что такое зажигание и как эго понять. Это относится не только ко всем мотоциклам, но и ко всем карбюраторным двигателям, поэтому эти знания пригодятся всем водителям кто ездит на таком топливе, как бензин.

Все двигатели работают от того, что в нем происходит переработка внутренней энергии – в механическую. Топливо сгорает, а при его сгорании выделяется большая энергия, именно она заставляет поршень внутри цилиндра двигаться. Думаю, не стоит отклоняться и писать полностью о тактах, поэтому поговорим, почему бензин воспламеняется. Загорание происходит от искры, которая возникает между контактов свечи зажигания. Сама искра происходит не всегда и не когда ей вздумается, а в определенный момент. Логично размышляя, можно предугадать, что искра вспыхивает в момент, когда поршень в наивысшей точке, чтобы сгорающее, расширяющее топливо двигало поршень вниз. Оно так, но не совсем, искра проскакивает чуть раньше, когда поршень не дошел еще до самого верха. Это расстояние приблизительно равно 2.5 миллиметра от максимального верхнего поднятия поршня в цилиндре, эта точка называется – верхняя мертвая точка, выше ее поршень никогда не оказывается. И вот, не доходя ее, искра воспламеняет топливо. Для чего раньше? Для того, что пока все топливо загорится и начнет расширяться, проходит время, а время – это движение поршня. По инерции он двигается постоянно, вот именно для этого и воспламеняется горючее чуть раньше. А делать работу, то есть двигать поршень в низ, газ (уже газ, а не жидкость – бензин) будет, когда поршень дойдет до верхней точки и начнет опускаться обратно. И задача настройки зажигания заключается в том, чтобы настроить зажигание таким путем, чтобы при средних оборотах двигателя смесь начинала расширяться в первый момент опускания вниз. Если бы двигатель не работал на больших оборотах, а скажем один оборот в минуту, тогда искра должна была бы проскакивать в момент опускания поршня назад, но двигатель работает по другому.

Система зажигания выше указанных мотоциклов делится на два вида: контактная и бесконтактная электронная. В контактной мы имеем дело с контактами (прерывателем), то есть механическим путем находится верхняя мертвая точка, а вернее место, не доходящее на пару миллиметров до нее. В электронной эта точка узнается электронным путем. Какая лучше? Конечно электронная, в ней нет никакой выработки деталей и она вечна (к тому же придумана позже, контакты скоро можно будет считать историей). Теоретически настройка такой системы нужна лишь раз в жизни мотоцикла, а именно заводская. В практике и ее настраивают, это делается в моменты, когда она случайно сбилась из-за откручивание болтов или при умышленном откручивании в случае разбора двигателя, а также при выходе некоторых деталей самой системы из строя (ничто не вечно!).

часть2
Состоит контактная система зажигания с таких составных частей: с самих контактов, с высоковольтной катушки (бобины) и свечи. Вот и все. Настройка заключается в контактах. Бесконтактная система состоит с бобины, свечи, коммутатора и датчика. Еще можно в эти группы добавить сам генератор. Тут настройка заключается в том же месте, где были когда-то контакты.

Контактная система работает по такой технологии. На роторе генератора находится кулачок с неправильной формой, а именно эллипс со сдвинутым центром. На статоре крепятся контакты или прерыватель. Контакты всегда скользят по кулачке. Еще стоит описать контакты, они состоят с молоточка и наковальни, вот сам молоточек и скользит по эллипсу, то есть кулачке (я его называю так). В момент, когда поршень начинает доходить до верхней мертвой точки, контакты разрываются, в этот миг кулачок находит на наивысшую точку эллипса. А конденсатор (он находится на контактах) разряжается на высоковольтную катушку, так как, размыкаясь, он начинает пропускать ток на первичную обмотку высоковольтного трансформатора. Вся энергия отдается ей, она преобразовывает этот импульс энергии, в высоковольтный импульс, который идет к свече, в которой проскакивает искра. Как видим и к бобине и к свече идет один провод. Как и во всей технике, шасси, рама мотоцикла, есть второй контакт всей электропроводки. Именно по ней проходит другой контакт, ведь она металлическая.

часть 3
Бесконтактная электронная система зажигание работает по похожей схеме, только там нет соприкасания каких либо частей (поэтому она и называется БЕСконтактная). Именно по этому она вечна и не подлежит замене. На роторе генератора находится цельный магнит, а рядом находится катушка-датчик, в этом датчике появляется ток, когда около него проходит место ротора, не имеющего магнитной части. Эта безмагнитная полоска провоцирует в катушке-датчике небольшой ток, вернее импульс, он идет в коммутатор. В коммутаторе находится тиристор, который открывает главный ток с генератора (вернее с заряженных уже конденсаторов от этого генератора, какие находятся также в коммутаторе), когда на него приходит сигнал от катушки-датчика. Усовершенствования электронной системы зажигания, еще состоит в том, что в генераторе генерируется большее напряжение, около 150 Вольт (в обыкновенном 6 или 12 В.), а коммутатор ко всему, еще и стабилизирует его, не допуская скачков, что повышает работу конденсаторов. И вот, когда тиристор открывает затвор (электронный), ток идет на высоковольтную катушку, а с нее к свече. Думаю, теперь ясна работа системы зажигания. В электронной просто нет соприкасаемых частей и лучшая стабилизация.

Мы рассматриваем в этой статье настройку зажигания (хотя здесь окажется, наверное, все), но уместно навести поломки самой системы зажигания и по возможности их устранение. В контактной системе из-за соприкасания (постоянно кулачок скользит по контактах) идет стирания их, поэтому требует постоянной регулировки. Еще сами контакты, из-за искры между ними (в момент замыкания она проскакивает, то есть каждый оборот), подгорают и снашиваются, это также требует регулировке и через некоторое время замены. Свеча снашивается также от подгорания. Остальные части в принципе вечны. Бывает, конечно, что и бобина сгорает. Еще хочу подметить, что нужно следить за сальниками в правом картере, на коленчатом вале, если они сношены, будет проникать топливо (а с ним и масло) к генератору. Замасливание контактов (не прерывателя, а разных соединительных контактов) несет в себе выход из строя всего генератора, из-за пробоев на массу и между собой витков катушек статора и ротора (в мотоциклах ИЖ, Jawa, а на легких мотоциклах ротор есть магнитов и там нечему замасливаться, но статора ждет и на этих мотоциклах та же участь). Также часто ломается (происходит пробой между обмотками) конденсатор.

А вот в бесконтактной системе зажигания может выйти из строя коммутатор (там много деталей, которые не вечны), катушка-датчик (это редко, но происходит), и также свеча, бобина, генератор. Но электронная система зажигания более надежная, хоть детали и могут выходить из строя, но это происходит очень редко и постоянному уходу, как в контактной системе, не подлежат.

часть 4
Теперь подойдем к настройке. Сначала поговорим о контактах. Регулировка происходит в двух местах. Сначала устанавливается зазор в контактах. Кулачок подводят так, чтобы он наиболее размыкал их, то есть соприкасание было в наивысшей точке. Этот зазор можно прочитать в эксплуатационной инструкции для вашего мотоцикла, он приблизительно равен 0.35-0.45 миллиметра. Зазор устанавливается щупом, пластиной с толщиной равной требуемому зазору, он должен при покупке мотоцикла входить в комплект ключей. Но, если нет щупа для этой настройки, то небольшие зазоры можно легко выставлять с помощью лезвий для безопасной бритвы, толщина лезвия приблизительно равна 0.1 миллиметра. Далее откручиваем свечу и выставляем опережение. Для этого есть специальные приспособления, но можно с помощью обычного мотоциклетного воротка. На каждом воротке есть несколько насечек, расстояние между ними равно 2.5 миллиметра. Вставив его в цилиндр и подняв поршень (с помощью болта на роторе генератора поворачивая гаечный ключ) в наивысшее положение, вы фиксируете положение какой-то метки на воротке, а потом опускаете (оборачивая ротор против часовой стрелки) его на одну метку. Когда вы это сделаете, то начинаете оборачивать статор генератора (его сначала нужно открутить) и правильно опережение будет тогда, когда контакты только начинают размыкаться. Кстати, для нахождения момента размыкания, тоже есть народный способ, между контактов вставляется папирусная бумага (от обыкновенной сигареты), она очень тонкая, когда контакты разомкнутся, то она вылетит. Также можно подсоединить аккумулятор (выпрямитель) с лампочкой, когда контакты начнут размыкаться, она погаснет. Вот вы и настроили зажигание. Хорошо перед закреплением генератора проверить еще раз все ли верно, очень часто она сбивается при настройке, убедитесь, ничего ли у вас не повернулось, когда вы не видели. А теперь можно все зажать очень хорошо и проверить на заводку. На практике специалисты используют специальные приспособления, например, микрометр, есть такие стрелочные, кажется типа – глубокомеры. Я такое видел в приборах по физике. Если найдете такие и купите – хорошо, а нет, тогда подойдут мои подручные средства. В принципе они не такие подручные, так как входят в комплект мотоцикла (имею ввиду вороток, щупы). Опытный мотоциклист все зазоры выставляет на глаз, хотя и опытные время от времени проверяют глаза щупами. Еще стоит подметить, что в двухцилиндровых мотоциклах ИЖ настраивается зажигание также, но сначала на левом цилиндре, а потом на правом, но на правом настройка проходит без прокручивания статора генератора. Поехали дальше.

часть 5
Перед настройкой бесконтактной системы хочу описать прямые, а не косвенные проблемы, когда неисправна система зажигания. Зажигание бывает раннее и позднее, когда смесь вспыхивает раньше, чем нужно или позже. Если раньше, то двигатель вам это легко сам скажет, хотя слегка раннее, и не заметно, только сила чуть теряется. Вот, при очень раннем зажигании идет отдача от кикстартера. Может уже кто-то это испытал, на мощных мотоциклах может и нога болеть долгое время. Ведь заводная ножка (или лапка) со всего маху отскакивает назад, если это так, то у вас точно ранее зажигание, следует или с нуля его выставить или просто чуть повернуть статор генератора по часовой стрелке. Хотя еще раз повторюсь, очень тяжело отличить дело ли в зажигании или карбюраторе, это два сердца мотоцикла, от которых могут зависеть почти все поломки двигателя. Еще раннее зажигание могут показывать выстрелы в глушитель, хотя позднее зажигание также может давать этот эффект (интересно?). А теперь о поломках, которые может давать позднее зажигание, это те же выстрелы что говорил, далее, когда двигатель не развивает оборотов. Ну не буду перечислять более, так как это ничему не научит почти. Только практика поможет искать быстро поломку. К тому же в конце каждой книжке по эксплуатации мотоцикла имеется целая табличка, называется «Возможные неисправности мотоцикла и способы их устранения». Как видите «ВОЗМОЖНЫЕ», то есть невозможно создать книгу, где точно было бы ясно, что если так, то делайте так. Но, проводя ремонты вы должны с чего-то начать, поэтому, почему бы не сделать для начала настройку искры? Если научиться, то это займет наименьшее времени, по крайней мере, меньше чем снимать карбюратор, который действительно не рекомендуется лишний раз раскручивать.
часть 6 окончание
Теперь поговорим об электронной системе зажигания. Надеюсь, что на новых марках мотоциклов ИЖ, она также стоит, на старых к сожалению еще нет(в принципе я смотрел на новые и не нашел электронной, поэтому актуальны еще контакты). Легкие мотоциклы давно уже перешли на эту систему. В принципе одноцилиндровые ИЖи легко переделать под бесконтактное зажигание. Для этого нужно иметь некоторую сноровку к переделкам и знания электрики.

Настраивание бесконтактной системы зажигания начинается снова с настройки в генераторе, но не контактов, а расстояния от датчика к ротору, оно должно быть приблизительно равно 0.3мм. За ним настраиваем снова опережение. Также как и в зажигании с прерывателем, ищем верхнюю мертвую точку, опускаем почти на такое же расстояние 2.5-3.0мм и прокручиванием статора устанавливаем его. Если нет инструкции, тогда достаточно этой статьи. Но еще стоит подметить, что серединка сердечника датчика не должна сходится с бороздой. На старых датчиках (на новых это еле заметно) очень хорошо виден пластиковый имитатор сердечника. Он сделан специально для настройки этого сдвига. Датчик не должен полностью сходиться, а лишь немного с бимагнитной полоской ротора. Вот и вся настройка, как видим все просто. Еще можно сказать с практики такое, что электронное зажигание очень хорошее, главное правильно угадать расстановку статора на картере, а остальное пустяки, и даже сам статор может быть в любой стороне. Практика показывает, что мотоцикл неплохо работает при любом положении статора, ротора и датчика, хотя работа и ухудшается. Но по сравнению с контактами, где миллиметр туда или сюда и уже не заведешь, то это просто чудо. Всему искра, в бесконтактной системе зажигания она большая, существенно отличается, чем в контактной системе.

Ну вот и все о системе зажигания. Если вспомнить другие родные и местные мотоциклы, то есть МТ (мотоциклы тяжелые, такие как Днепр, Урал), то там стоит кроме всего сказанного выше еще и автомат, который меняет опережение в зависимости от оборотов. Очень хорошая штука, она значительно улучшает работу двигателя. Все слышали, что мотоцикл наименьше берет топлива и очень хорошо едет при оборотах средних между средними и максимальными. Это потому, что стандартное опережение выставляется так, что именно на этих оборотах топливо успевает сгореть, пока поршень поднимется к верхней мертвой точке. А вот при меньших оборотах топливо сгорает раньше, а при больших, наоборот, топливо не успевает все сгореть, а поршень уже движется вниз. Прерыватели, такие как в МТ, позволяют откорректировать эту незначительную разницу. Принцип их основан на центробежных силах, которые изменяют расстояние между контактами под действием движения вала. Контакты, меняют свой зазор в зависимости от оборотов коленчатого вала. Это механический способ изменения опережения. Поэтому в мотоциклах с контактами, где избавились от механики, также придумано уже изменение опережения электронным путем. Не знаю, на каких мотоциклах такое делают, но много слышал, что мотолюбители делают это сами. С помощью этого можно улучшить работу двигателя, сделать его лучшего к заводке, к работе и конечно более экономичным. С помощью специального датчика, способом светодиодной передачи (снятия скорости с вала) можно также изменять опережение и очень легко. С помощью интегральных микросхем в зависимости от оборотов двигателя искра подается в то время, когда она должна проскакивать, не позже, не раньше при любых оборотах. Это идеальное решение проблемы самонастраивания зажигания.

Как видим, целый компьютер находится во внутренностях современного мотоцикла. И это хорошо, нужно брать всегда от всего как можно больше. От жизни – больше жизни, а с топлива – больше внутренней энергии.

Категория: Электрооборудывание | Добавил: AK-47 (19.07.2010)
Просмотров: 24323 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/13
Всего комментариев: 1
1 Диман  
0
это чётко и прикольно=))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Moped-mokik© 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz