Суббота, 27.04.2024
Moped-mokik
Категории раздела
Остальные статьи [15]
Двигатели [27]
Электрооборудывание [14]
Внешний вид [3]
Ходовая [0]
Опрос
Самый надежный двигатель?
Всего ответов: 10029
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Электрооборудывание

Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.

       Управление искрообразованием механическим способом устарело безнадежно, обеспечить оптимальные параметры зажигания с помощью прерывателя почти невозможно. Однако архаичной «механикой» обустроены тысячи действующих отечественных мотоциклов, и с этим нельзя не считаться.

Подлог не определишь

       На рынках и в магазинах прерыватели есть - не дефицит. Но только ураловские продаются по отдельным деталям, другие - в сборе. В сборе - неудобно: при ремонте «зажигалки» обычно меняют только контактную группу. Выходит, нам «втюхивают» лишнее «железо». Что стоит денег: за «механику» для старушки-Jawa нам заломили аж 800 рублей. Но что поделаешь... А раз с нас дерут по «полной», давайте учиться грамотно выбирать товар. Примите к сведению: если в прерывателе попадется хоть одна некондиционная деталь, «забастовка» мотора гарантирована. Как ее разглядеть?

Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.

Детали прерывателя (на примере ижевской конструкции): 1 - винт крепления;
2 - основание прерывателя; 3 - контактная группа; 4 - фетр для очистки кулачка;
5 - винт, фиксирующий эксцентрик; 6 - эксцентрик; 7 - токоведущая пружина;
8 - клеммный (изолированный) винт.
Красным цветом выделены зоны тщательной проверки прерывателя при покупке.

       Поделиться опытом мы попросили специалистов Московского завода АТЭ-2 - здесь с контактами работают почти полвека. Все просто: нужно проверить, есть ли клеймо изготовителя («леваки» его не ставят) и равномерно ли прилегают друг к другу контакты (это косвенный признак надежности изделия). Все прочие параметры дееспособности прерывателя можно проверить только при лабораторных испытаниях.

       Логотипы изготовителя мы обнаружили на купленном ураловском и чешском прерывателях, остальной товар оказался безымянным. Значит, весь он «левый»? Не слишком ли это плохо, чтобы быть правдой? В поисках истины осмотрели зажигание новеньких «Муравья» и «Ижа» в одном из мотосалонов: маркировка отсутствовала на том и другом. Что вызвало чувство раздражения: отсутствие логотипа изготовителя не дает покупателю защиты от «левака». Нет, так нельзя.

Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.

Рекомендуемое расположение и форма контактов прерывателя: а - подвижный контакт (молоточек);
б - неподвижный контакт (наковаленка); в - вольфрамовая накладка; г - припой; д - стальная клепка.

Дурят народ!..

       Теперь оценим товар по «стройности» контактов. Но вначале немного теории. Контакты прерывателя размыкают первичную цепь катушки зажигания, и при каждом разрыве между ними проскакивает искра. Металл постепенно обгорает и со временем теряет проводимость - возникают пропуски зажигания, и мощность двигателя падает. А если контакты перекошены и площадь контакта мала, то сгорят они задолго до положенного срока.

       Итак, на прилавках и развалах искали образцы для экспертизы. Отвели себе полчаса-час на поиск «стройных» прерывателей. И не полагали, какая нас ждет морока.

Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.

Контакты, показавшие сопротивление более 0,5 Ом,
явно окислены. Выбирайте другой экземпляр детали.

       В глухой «тупик» загнали тульские «размыкатели»: перебрали их больше трех десятков штук, только тогда нашли образец, у которого кривизну признали наименьшей.

       «Попарились» с выбором прерывателя к «Юпитеру»: из дюжины (все же не из тридцати) выудили-таки один приличный. «Планетовский» подобрать удалось быстрее - восьмой по счету.

       С Jawa дела обстояли получше - уже у четвертого «претендента» контакты «прижимались» ровненько. У оппозитного «размыкателя» с контактами все о'кей, но пока крутили его в руках, из гнезда выпал винт эксцентрика... Опять товар меняем.

       Мы обратили внимание, что зачастую продавцы демонстрируют способ исправления перекоса деталей, используя плоскогубцы. Помните, это недопустимо: жесткость конструкции подвижного контакта нарушается, и надежность механизма резко падает. Так что не дайте себя объегорить! Помянув недобрым словом мотопром и алчных торгашей, сложили купленный «архаизм» в сумку и направились в лабораторию.

Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.
Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.
Характерный брак: заусенцы на капроновых нажимных площадках подвижных контактов.
Место расположения дополнительной пружинной шайбы на клеммном болте прерывателя «Иж».

Падение

       Снизить мощность разряда катушки и обессилить двигатель могут и некачественные соединения проводников прерывателя, поэтому проводке прерывателя «положена» и норма потери не более сотых долей Вольта. Проверим, а сколько на самом деле?

       Ижевские прерыватели после подключения питания недопустимо понизили напряжение на катушке - на 12-15%. Причину обнаружили: окислилась поверхность контактов. А ведь они новые! Пришлось зачищать металл тонкой шкуркой.

       «Урал», Jawa и «Муравей» вписались в норму падения напряжения (0,05 В). Но, как выяснили позже, тульский прерыватель сыграл «пятым тузом» из рукава - норму падения напряжения ему помогла соблюсти не в меру мощная пружинка, сжимающая контакты. Стоило ослабить ее натяг - и проводимость составила минус 15% от нормы. Контакты тоже пришлось «ошкуривать». Почему мы недовольны пружиной? Ведь дело не в норме, тугое размыкание нарушает стабильность работы двигателя на холостых оборотах и ускоряет износ контактов из-за сильных ударных нагрузок. А ослабленная пружина, раз мы уже о ней заговорили, не способна вовремя «захлопнуть» контакты при высоких частотах вращения коленвала. Мотор начнет «стрелять» то в систему впуска, то в глушитель.

Горение

       После того, как привели к норме потери напряжения, все образцы «откатали» на лабораторном стенде по методике ускоренных испытаний: они как бы отработали 10 тыс. км пробега мотоцикла. Результаты, мягко говоря, не вызвали ликования.

       Первая оценка прерывателей - по стабильности зазора. Критерий - величина изменения угла замкнутого состояния контактов (УЗСК). Напомним: уменьшается зазор - УЗСК увеличивается, и наоборот. Чем выше скорость возрастания угла, тем менее надежна конструкция и тем быстрее нарушается исходная регулировка зажигания.

       «Туляка» и «ижевчан» подвело качество обработки упора подвижного контакта - заусенцы на нажимных площадках. Каемся: при покупке мы их проглядели. Вал стенда стер «бугры» за считанные часы, и зазоры стали вполовину меньше нормы. Будь прерыватели установлены в моторы, на полном «газу» движки начали бы «запинаться» от пропусков воспламенения смеси... Регулируем потерявшие зазор прерыватели: орудуя отверткой в контактах «Муравья», обнаружили, что малая площадь соприкосновения контактов привела к повышенному выгоранию металла, чреватому «аварией» зажигания - снижением мощности искры. Опять пришлось счищать лишнюю «шкуру». В дальнейшем эту операцию повторяли с раздражающей регулярностью, в пересчете на пробег мотоцикла - каждые 500-800 верст. Безотказно выдерживали «угол» лишь ураловский и чешский устройства.

Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.
Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.
Подобный способ «выпрямления» контактов приводит к потере жесткости конструкции.
Волоски, торчащие из фильца, при работе мотора могут нарушить проводимость контактов. Перед установкой прерывателя остригите «бороду». Если фильц изначально сухой, смажьте его капелькой моторного масла.

Шатание

       «Подъехали» к половине «пути» испытаний. Эта отметка стала финишем для прерывателя «Муравья» - подвижный контакт обгорел так, что чистить и выравнивать было уже нечего. На 10% снизилась проводимость у «Планеты», а осмотр выявил неожиданную причину потери напряжения. Очиститель кулачка (фильц) облез как старая шуба, волоски попали в зазор и, обуглившись, стали препятствием для передачи напряжения положенной величины.

«Юпитер» пострадал от ненадежного крепежа: винтик пружины одного из молоточков «распустился», а искрение в плохом контакте подпортило пластиковый изолятор. Дабы подобное не повторялось, клеммные болты «ижевчан» оснастили пружинными шайбами.

       Еще один досадный дефект «поразил» «Ижи» и «Урал» - низкое качество клепки, соединяющей токоведущую пружину и подвижный контакт. В таком «шевелящемся» соединении один-два Вольта будут теряться хронически, а с ними сгинут 5-8% мощности искры.

       Казалось, лидером стала Jawa. Как бы не так! Стоило ее контакты чуток присыпать пылью (разве пыль не проникает к ним в реальных условиях!), как появились сбои в искрении. «Размыкатели» Jawa, покрытые тонким защитным слоем, оказались не стойки к «абразиву», и слишком «мягкая» основа контактов начала интенсивно выгорать. Обладателям чешских мотоциклов нужно постоянно следить за «стерильностью» прерывателя. Та еще работка...

       До заветных 10 тыс. кэмэ «пробега» добрались все испытуемые, за исключением «туляка».

       Сказать, что лучше других какой-то один прерыватель, язык не поворачивается. Отметить можно лишь те, что доставили хлопот меньше других. Все они нездоровы, господа байкеры. - на «троечку» еле тянут.

Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.
Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.
Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.
Выбирайте светлые капроновые упоры (а) - они более износостойкие, чем темные (б).
У текстолитовых упоров обязательно проверьте нажимную площадку: а - ровно обработанная деталь обеспечит стабильность зазора; б - брак (перекос), допущенный при обработке, приведет к быстрому износу площадки, зазор уменьшится и двигатель будет работать нестабильно.

Что сделать, чтобы забыть о проблеме контактов

       Проще всех распрощаться с контактами оппозитчикам («Мото», 2002, № 5) - для их двигателей выпускается фирменная система бесконтактного зажигания (БСЗ). Можно и самому собрать БСЗ («Мото», 2001, № 4, 9; 2002, № 2). Увеличивают ресурс прерывателя и блоки автомобильного контактно-транзисторного или тиристорного зажигания. В них контакты нагружены мизерным током (0,2-0,4 А), и эффект электроэрозии металла практически не возникает. Но к доработке придется приложить голову и руки.

       Тем, для кого модернизация зажигания по каким-то причинам вещь невозможная, дадим ряд советов:
- капроновые упоры тем надежней, чем они светлее: «черноты» материалу добавляет повышенный процент вторично переработанного, то есть уже непрочного капрона;
- текстолитовые упоры наиболее стойки к износу. Но при их производстве ошибки в обработке нажимной площадки случаются чаще, чем у капроновых;
- сопротивление «перехода» молоточек-наковаленка не должно превышать 0,5 Ома (проводимость проверьте тестером);
- если имеете дело с «ижевскими» прерывателями, убедитесь в целости резьбы М4: нередки случаи, когда она нарезана с браком;
- «лохматый» фильц обстригите ножницами, а еще лучше - замените куском плотного фетра.

       Редакция благодарит за содействие в проведении экспертизы кафедру АТД МГТУ «МАМИ», сотрудников отделов аппаратов зажигания НИИАЭ, Отдел главного конструктора завода АТЭ-2, салон «Мотозапчасти на Авиамоторной, 99 RUS».

Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.

       Примечание:
* «-» ненадежное крепление деталей; «+» детали закреплены прочно.
** Оценки даны по пятибалльной системе.
*** «+» изделие соответствует норме; «-» не соответствует; «±» работоспособность трудно прогнозировать.
**** Рекомендуемая твердость контактов - 60 ед. HRC. Недостаточная твердость материала обследуемых контактов вынудила нас зачищать их от трех до пяти раз, что стандартной программой испытаний не предусмотрено.

Взято с сайта http://www.motovelosport.ru

Категория: Электрооборудывание | Добавил: AK-47 (15.11.2010)
Просмотров: 6052 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 AleX  
0
Полезная тема о наболевшем, многие и не догадываются даже о "козырных тузах" на первый взгляд надежной "желеезной" системы

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Moped-mokik© 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz